Открытия алхимика Тихо Браге

Датчанин Тихо Браге прославился своим вкладом в астрономию. Именно на основе его систематических и высокоточных наблюдений позднее были выведены законы движения планет. Однако у него также была хорошо оборудованная алхимическая лаборатория, где он производил секретные лекарства для европейской элиты.

В средние века алхимики были известны своей скрытностью и не делились знаниями с другими. Датчанин Тихо Браге не стал исключением. Из-за этого достоверно не известно, чем именно он занимался в алхимической лаборатории, расположенной под его резиденцией и обсерваторией Ураниборг на ныне шведском острове Вен. Сегодня от самой лаборатории практически не осталось следов: Ураниборг снесли после смерти ученого в 1601 году, а оставшиеся после этого материалы использовали для строительства других объектов.

Однако во время раскопок 1988-1990 годов в старом саду Ураниборга было обнаружено несколько керамических изделий и осколков стекла. Считалось, что ранее они находились в лаборатории. Поэтому ученые подвергли пять из этих осколков — четыре стеклянных и один керамический — химическому анализу, чтобы определить, с какими элементами контактировали сосуды, частями которых они являлись.

Исследование провел эксперт в области археометрии Кааре Лунд Расмуссен с факультета физики, химии и фармации Университета Южной Дании. Старший научный сотрудник и куратор музея Пол Гриндер-Хансен из Национального музея Дании курировал включение анализа в исторический контекст.

Загадка веществ на осколках

На поверхности четырех осколков был обнаружен повышенный уровень микроэлементов, тогда как анализ пятого образца не показал каких-либо специфических следов.

«Наиболее интригующими являются элементы, обнаруженные в более высоких концентрациях, чем ожидалось. Это дает представление о веществах, использовавшихся в алхимической лаборатории Тихо Браге», — говорит Кааре Лунд Расмуссен.

Речь идет о таких элементах как никель, медь, цинк, олово, сурьма, вольфрам, золото, ртуть и свинец. Они были обнаружены как на внутренней, так и на внешней стороне осколков. Большинство из них не являются чем-то удивительным для лаборатории алхимика. Золото и ртуть были – по крайней мере, среди высших слоев общества – хорошо известны и использовались против широкого спектра заболеваний.

«Но вольфрам это большая загадка. В то время он даже не был описан, так какой же вывод мы должны сделать из его присутствия на осколке из алхимической мастерской Тихо Браге?», — рассказывает Расмуссен.

Этот элемент впервые был описан и произведен в чистом виде более чем 180 лет спустя шведским химиком Карлом Вильгельмом Шееле. В природе вольфрам встречается в некоторых минералах, и, возможно, именно так он попал в лабораторию Тихо Браге. В мастерской алхимика этот минерал мог подвергнуться некоторой обработке, в результате которой выделился вольфрам, но Тихо Браге даже не осознал этого.

Однако есть и другая версия, которая, как подчеркивает Расмуссен, не имеет никаких доказательств, но может быть правдоподобной.

Уже в первой половине 1500-х годов немецкий минералог Георгиус Агрикола описал некую странную особенность оловянной руды из Саксонии. Что-то помешало ему выплавить металл, и он назвал это вещество Wolfram (по-немецки «волчья пена»).

«Возможно, Тихо Браге слышал об этом и, таким образом, знал о существовании вольфрама. Но это не то, что мы достоверно знаем или можем утверждать на основе проведенного мной анализа. Это просто возможное теоретическое объяснение того, почему мы находим вольфрам в образцах», — отмечает Расмуссен.

Картина маслом, изображающая алхимика в его мастерской. Автор: Давид Тенирс

Эксперименты алхимика-фармацевта в интересах высоких господ

Тихо Браге принадлежал к ветви алхимиков, которые, вдохновленные немецким врачом Парацельсом, пытались разработать лекарства от различных болезней того времени: чумы, сифилиса, проказы, лихорадки, болей в желудке и прочих. В то же время он дистанцировался от тех своих коллег, которые пыталась создавать золото из менее ценных минералов и металлов.

11 февраля 1576 года датский король Фредерик II (1534–1559–1588) вызвал своего подданного, дворянина и ученого Тихо Браге и предложил Браге остров Вен в качестве пожизненного феода. Вен — небольшой и мирный остров, расположенный в центре пролива Эресунн. Во времена Браге Скания и Вен были датскими землями, но после 1658 года обе стали частями Швеции. Король обещал оплатить строительство подходящего дворца на острове в соответствии с пожеланиями Браге и организовать необходимое финансирование.

Тихо Браге принял королевское предложение и в течение 1576–1580 годов возвел Ураниборг как уникальное сочетание дворца, обсерватории и алхимической лаборатории — короче говоря, научно-исследовательский центр.

Он привлекал студентов со всей Европы, которые жили и работали на Вене месяцами или годами в качестве членов семьи Тихо Браге, или, как он выразился по-латыни, его «familia». Пока был жив покровитель Браге король Фредерик II, а также в детские и юношеские годы его преемника короля Кристиана IV, деятельность Тихо Браге процветала. Но когда король Кристиан IV достиг совершеннолетия и был коронован в Копенгагене в 1596 году, он и его советники смотрели на Тихо Браге в менее благоприятном свете.

В 1597 году Тихо Браге лишился финансирования и был вынужден навсегда покинуть Данию, привезя с собой все свои инструменты. После длительного путешествия через Росток, Вандсбек, Дрезден и Виттенберг он оказался в Праге при дворе римско-германского императора Рудольфа II. Здесь Браге закончил свою карьеру и вскоре умер в 1601 году. После его смерти его дворец и обсерватория на Вен были снесены, а камни использованы для новых, более скромных зданий. Знания о физических рамках его научной работы, а также его астрономические инструменты были бы утеряны, если бы Тихо Браге сам вовремя не опубликовал отпечатки Ураниборга, подземной обсерватории Стьернеборг и всего астрономического оборудования.

Как и другие медицинские алхимики того времени, он держал свои рецепты в тайне и делился ими только с несколькими избранными людьми, такими как его покровитель, император Рудольф II. Правитель Священной Римской империи якобы получал от Браге руководства лечению от чумы.

Известно, что лекарство Тихо Браге было сложно производить. Препарат содержал териак, который в то время был одним из стандартных лекарств практически от всего и мог содержать до 60 ингредиентов, включая змеиное мясо и опиум. В его состав также входили медный или железный купорос (сульфаты), различные масла и травы.

После многих этапов фильтраций и перегонок был получен первый из трех рецептов Браге против чумы. Его можно сделать еще более сильным, добавив настойки, например, кораллов, сапфиров, гиацинтов или питьевого золота.

«Может показаться странным, что Тихо Браге занимался и астрономией, и алхимией, но если понять его мировоззрение, это имеет смысл. Он считал, что существуют очевидные связи между небесными телами, земными веществами и органами тела. Таким образом, Солнце, золото и сердце были связаны, и то же самое относилось к Луне, серебру и мозгу, Юпитеру, олову и печени. Минералы и драгоценные камни также могли быть связаны с этой системой, поэтому изумруды, например, принадлежали Меркурию», — объясняет Пол Гриндер-Хансен.

Кааре Лунд Расмуссен ранее проанализировал волосы и кости Тихо Браге и обнаружил среди других элементов золото. Это могло указывать на то, что сам алхимик принимал лекарство, содержащее этот элемент.

Исследование опубликовано в журнале Heritage Science.